Административное обследование объектов земельных отношений

05 ноября 2020

В целях повышения эффективности государственного земельного надзора помимо проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства у государственного инспектора по использованию и охране земель существует и такой вид надзорных мероприятий  как административное обследование.
 
Первой и главной особенностью административного обследования является то, что данный вид мероприятий осуществляется государственными инспекторами по использованию и охране земель без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты.
 
Второй особенностью административного обследования является то, что оно может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
 
Понятие «административное обследование» определено статьей 71.2 Земельного Кодекса РФ, а порядок его проведения  четко урегулирован федеральным законодательство  в соответствии с «Правилами проведения административного обследования объектов земельных отношений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 №251.
 
Государственный инспектор в ходе проводимых им административных обследований запрашивают сведения об объектах земельных отношений (т.е. земельных участках), содержащихся, например:
 
в Едином государственном реестре недвижимости (Далее-ЕГРН),
в государственном фонде данных,
в информационных базах и архивах органов государственной власти и местного самоуправления.
 
Что важно, непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием исследования земельного участка при административном обследовании является визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.
 
Проверка начинается с анализа всей полученной в ходе исследований информации. Данный анализ осуществляется уполномоченным лицом самостоятельно и не требует получения каких-либо дополнительных документов, разрешений и согласований на сбор всех необходимых документов.
 
В случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.
 
Как показывает практика  внедрение процедуры административного обследования существенным образом повысило качество информационного наполнения сведений о состоянии законности в сфере земельных отношений, что, в свою очередь, повлекло за собой оперативность реагирования на поступающие сигналы о возможных нарушениях земельного законодательства.